В СПбПУ разработана технология 3D-печати методом электродугового выращивания

Специалисты Лаборатории легких материалов и конструкций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) используя аддитивные технологии разработали отечественный аналог технологии 3D-печати методом дуговой сварки. Использование в качестве расходного материала металлической проволоки значительно повышает производительность и снижает себестоимость готовых изделий.

0d42bacf8d3fd3b74f32ab990274a76f.JPG

Как сообщает пресс-служба вуза, работы ведутся в рамках федеральной целевой программы. Четкого технологического названия технология в России не имеет, как, впрочем, и за рубежом. Например, нидерландские и британские разработчики, работающие в аналогичном направлении, назвали технологию «WAAM» или «Wire+Arc Additive Manufacturing» («Аддитивное производство методом дуговой сварки прутков»). Немецкая компания Gefertec GmbH именует процесс «3DMP» («3D Metal Print»), тогда как петербургские разработчики остановились на рабочем названии «Электродуговое выращивание».

PREVIEW

Основополагающий принцип технологии прост: это та же дуговая сварка, но в трех измерениях. Печатающая головка, как правило устанавливаемая на робот-манипулятор, подает металлический пруток и одновременно наплавляет его на субстрат или предшествующие слои. Плюс такой технологии в сравнении с порошковыми системами заключается в дешевизне расходных материалов (в 10-20 раз ниже стоимости мелкодисперсных порошков аналогичного состава и массы), высокой производительности и практически неограниченной масштабируемости. Главный же минус заключается в необходимости интенсивной механической постобработки поверхностей получаемых изделий.

e4b7791de49792a30f3dd5a4a5cbc329.jpeg

«Очень многое в мире пока еще просто не сделано, но мы уже опробовали данную технологию на достаточно большом количестве алюминиевых материалов. Для четырех из них провели комплексные исследования. Наши конкуренты, как правило, используют специфические и дорогие источники питания для горения дуги. Нам же удалось сделать это на дешевых компонентах и значительно снизить стоимость готового изделия», – рассказывает заведующий Лаборатории легких материалов и конструкций Олег Панченко.

94858d076bf3677c0200a3dfc8661c8f.jpg

Технология в принципе позволяет работать с практически любым металлом или сплавом в виде проволоки при условии сварки в защитном газовом потоке. Для судостроения рассматривается сталь и бронза, для авиастроения – алюминиевые, титановые и жаропрочные никелевые сплавы. При подаче сразу нескольких материалов можно получать интерметаллидные структуры.