Британский студент напечатал на 3D-принтере ранцевый акваскутер

Британский студент по имени Арчи О’Брайен сконструировал ранцевый акваскутер с электрическим приводом – этакое подобие реактивного ранца, но не для полетов, а для подводного плавания. Виной всему запредельная стоимость коммерчески доступных аппаратов, а воплотить проект в жизнь помогли технологии 3D-печати.

Начнем с любопытного, но совершенно бесполезного исторического факта: сама идея акваскутера принадлежит немецкому инженеру-химику по имени Бернд Бёттгер, решившему в 1967 году переселиться из ГДР куда-нибудь подальше. Так как спортивные упражнения в виде прыжков в высоту через Берлинскую стену обычно сопровождались праздничным салютом на поражение со стороны восточногерманских пограничников, Бернд решил пойти другим путем. Если точнее, то не пойти, а поплыть.

Итогом стараний изобретателя стал первый в мире подводный буксировщик, выполненный на основе двухтактного мотоциклетного мотора. Первая попытка завершилась провалом – умельца перехватило Штази. После трехмесячного отдыха в тюрьме Бернд вернулся к работе и усовершенствовал дизайн. Осенью следующего года перебежчик добился успеха, преодолев за пять часов двадцать четыре морских мили в погруженном состоянии и перепугав своим появлением экипаж датского плавучего маяка. Разработка инженера заинтересовала американскую корпорацию Rockwell, предложившую Бёттгеру сконструировать коммерческую версию аппарата (на иллюстрации выше), хотя в итоге наработки и патенты перешли в руки компании AquaScooter, ставшей первым продавцом подводных буксировщиков.

Арчи О’Брайен никуда бежать не собирается, он просто хочет почувствовать себя рыбой. Возможно дельфином. Просто развлекательным проект тоже считать не стоит, ведь подобные устройства, оставляющие руки пловца свободными, вполне могут пригодиться подводным исследователям и спасателям. От покупки акваскутера студент отказался из-за дороговизны: за приглянувшийся ему буксировщик Seabob просили семнадцать тысяч долларов. Студенческие карманы хорошо известны наличием дырок и отсутствием денег, а потому было принято решение построить аппарат самостоятельно. Первоначально Арчи обдумывал ручную версию с использованием деталей от гидроцикла, но со временем осознал, что идеальным вариантом будет ранцевая конструкция.

Опытный образец изобретатель изготовил с применением разных технологий. Основным производственным методом стала 3D-печать, хотя некоторые компоненты, например приводной вал и теплообменник, пришлось изготавливать на фрезерном и токарном оборудовании. Большинство остальных деталей выполнены на FDM 3D-принтерах, да еще и из ПЛА-пластика, а часть, включая крыльчатку водометного движителя – с помощью технологии селективного лазерного спекания (SLS). Печатал Арчи не сам, воспользовавшись услугами сети 3D Hubs. Ради повышенной живучести и герметичности 3D-печатные детали покрыты слоем эпоксидной смолы. Лючки доступа к электромотору и аккумуляторам дополнительно окаймлены силиконовым герметиком.

В общем и целом, конструкция состоит из сорока пяти 3D-печатных деталей, а на сборку аппарата требуется всего около десяти минут. Надев ранец, пловец корректирует траекторию изгибом собственного тела, а скорость регулируется с помощью ручного пульта. Арчи уже подал заявку на патент и надеется вывести коммерческую версию акваскутера CUDA на рынок во втором квартале 2019 года.